Татьяна Моховикова: «В Югре способны обеспечить защиту всех прав ребенка»

ТЕКСТ: Николай Туманов

Татьяна Моховикова: «В Югре способны обеспечить защиту всех прав ребенка»

Сегодня отмечается Международный День защиты детей. Накануне этой даты корреспондент РИЦ пообщался с уполномоченным по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе Татьяной Моховиковой и выяснил, с какими проблемами приходится сталкиваться югорским детям и как региональные власти их решают.

Татьяна Дмитриевна, чем Вам приходится заниматься, будучи уполномоченным по правам ребенка?

В нашем обществе появилась необходимость в институте, который не просто бы придумывал что-то для детей, я имею ввиду в законодательной сфере, но и помогал реализовывать то, что уже принято. В рамках действующего законодательства не всегда возможно реализовать все для каждого конкретного случая в силу объективных причин. Потому что невозможно предусмотреть каждую жизненную ситуацию, в особенности для ребенка. Это и стало одной из основных причин создания института уполномоченного по правам ребенка. Наша работа направлена не в целом на общество, а, повторюсь, на конкретного ребенка, на решение точечных проблем. Из опыта своей деятельности я могу сделать вывод, что проблемы у ребенка возникают тогда, когда их не решает, в первую очередь, родитель или его законные представители. Есть семьи, которые просто плывут по течению, вроде как жизнь идет - и слава Богу, сегодняшний день прошёл - и хорошо. А наступает завтра, и многие родители понимают, что они должны были когда-то сделать какой-то шаг, например, вовремя и должным образом оформить необходимые документы на занимаемую жилплощадь, чтобы не оставить своего ребенка в будущем без крыши над головой. А есть и такие родители, которые не предпринимают никаких шагов.

И какие проблемы стоят острее всего?

Я говорю, прежде всего, об имущественных правах детей и о проблемах, связанных с их решением. Обращения подобного рода чаще всего поступают в адрес уполномоченного по правам ребенка. Из 368 обращений 2011 года 35% - это обращения, которые связаны с решением жилищных проблем. Зачастую сталкиваюсь с ситуацией, когда родитель просто своевременно не встал в очередь на улучшение жилищных условий, не позаботился о том, чтобы обеспечить своих детей жильем. А ведь в первую очередь именно родитель, а не государство, обязан обеспечивать своих детей повседневными нуждами, в том числе жильем. И вот из этого вытекает серьезная проблема. У нас 50% обращений по жилищным вопросам поступают от граждан, которые получили жилье на условиях служебного найма, то есть на период трудовой деятельности. Когда они подписывали договоры на жилое помещение, они либо не осознавали, либо не понимали, либо не хотели задуматься, что после прекращения трудовой деятельности жилое помещение необходимо вернуть работодателю. И это самые часто встречающиеся вопросы, они практически неразрешимы, поскольку нарушение прав ребенка произошло по вине его родителей.

То есть, и у детей главная проблема – как решить жилищный вопрос?

Конечно, жилищные проблемы занимают большую часть обращений, все остальные обращения составляют не более 10-15% от общего числа. Есть также проблемы, связанные с образованием детей. Причем, не с предоставлением образовательных услуг, а чаще всего это взаимоотношения учитель-ученик-родитель. К сожалению, у нас в школах почему-то сложилось так, что у педагогов есть любимые ученики и есть – нелюбимые. Заказывайте авиабилеты в Брюсель по ссылке http://ufsa.com.ua/airtickets-kiev/airtickets-brussel/ Есть учителя, которые любят детей, а есть и такие, кто случайно оказался в профессии.

Были обращения, в которых граждане жаловались на проблему предвзятого отношения учителя к ребенку-инвалиду. Ребенок с особенностями развития - это такой же ребенок, которого надо воспитывать, учить. И он имеет право на все то, на что имеют право все дети.

У нас в округе идет много разговоров об инклюзивном образовании. Но оно на сегодня внедряется не очень активно. На то есть ряд объективных причин: законодательных, финансовых, методических, кадровых и так далее. Инклюзивное образование - это такое образование, когда ребенка с инвалидностью включается в образовательный процесс вместе со здоровыми детьми. Я не говорю обо всех детях с инвалидность, но большая часть из них может и должна обучаться в наших школах наравне со всей детворой. У нас нет необучаемых детей, мы не можем им ставить такой диагноз, по Конституции РФ все дети имеют право на образование. Другой вопрос, когда есть документальное подтверждение, что ребенок не может овладеть образовательной программой. Тогда мы должны организовать работу по социализации такого ребенка. То есть, в этом случае мы его должны научить основным бытовым навыкам.

Насколько серьезна проблема доступа детей с инвалидностью к системе образования для нашего округа?

У нас в Югре на 1 января насчитывалось 4777 таких детей. Как я уже говорила, все дети, достигнув возраста 7 лет, должны получать обязательное образование. Одна из основных задач уполномоченного по правам ребенка в 2012 году – это реализация права на образование всех детей, имеющих статус инвалидности.

То есть, статистики таких данных сегодня нет?

Сегодня можно говорить, что порядка 55-60% от общего числа детей-инвалидов получают образование в разных формах: в школах, дистанционно, обучаются на дому. Однако есть и такие дети, которые сидят дома и не получают образования. Среди них и дети, родители которых умышленно не отдают ребенка в образовательное учреждение, стесняются, боятся огласки и подобное. С такими семьями надо работать. И это тоже одна из приоритетных задач в моей работе.

Сегодня у нас серьезно стоит вопрос по дошкольному образованию.

Эта проблема давно известна, но Вы ведь имеете в виду не то, что в регионе банально не хватает зданий под такие учреждения?

Конечно, есть проблемы - начиная от предоставления мест в детских садах и заканчивая выпуском из детских садов. Определение возрастной границы, до которой ребенок может пребывать в детском саду, у нас сегодня в законодательстве размыто. То есть законом об образовании определено, что, начиная с 6,5 лет, ребенок должен пойти в 1-й класс и указано, что не позднее 8 лет. Есть положение о дошкольных образовательных учреждениях, которое гласит, что если ребенок по решению медико-психолого-педагогической комиссии не готов к школе, то он может находиться в дошкольном учреждении еще год, но не позднее 8 лет пойти в школу. Но бюджетный кодекс на сегодня определяет, что ребенок в садике может находиться до 7 лет. Тут налицо законодательная коллизия. Кроме того, сегодня не определено и понятие, что такое до 7 лет, или до 8 лет, или до 9 лет. Что такое «до» достижения определенного возраста, нет грани, и это серьезная проблема. Но граждане должны понимать, что это две разные вещи - ребенок 7 летний, который посещает детский сад, и ребенок 3-летний, который не посещает детский сад, но очень хочет туда пойти. Занять 7-летнего ребенка легче, если он по каким-то причинам не попал в школу. Мной направлено ходатайство в Департамент образования и молодежной политики автономного округа о необходимости разработки методических рекомендаций для муниципалитетов округа о едином подходе к формированию выпускных групп в детсадах. Решать эту проблему надо на уровне субъекта, потому как в федеральном законодательстве эти нормы очень размыты. Я думаю, что Департаментом образования такой подход будет выработан.

Даст ли это возможность сокращать очереди в детские дошкольные учреждения не только за счет активного строительства новых детсадов?

Да. Даже на том, что уже есть, можно обеспечить больше мест, при этом не нарушая прав ребенка. Многие родители просто не хотят в 6,5 лет отдавать ребенка в школу, хотя дети уже абсолютно к ней готовы. Есть родители, которые обращаются ко мне и очень просят, чтобы их ребенок в 6 лет и 2 месяца пошел в школу, потому что он уже готов в полной мере осваивать программу первого класса. И такие вопросы мы решаем. Законодательство не запрещает посещение школы и в более раннем возрасте, но при создании определенных особых условий, которые у нас закреплены СанПИНами. Это обязательный сон, дополнительное питание и прогулки. Это достаточно сложно, но на сегодня уже все образовательные учреждения понимают, что делать это необходимо, нормы приняты, и их надо выполнять. Здесь я бы вела речь о том, что в первую очередь школа должна быть готовой к обучению ребенка в первом классе.

Но этими проблемами, которые Вы уже озвучили, перечень задач уполномоченного по правам ребенка не заканчивается?

Есть еще область общегражданских прав ребенка. Здесь немало вопросов по поводу получения гражданства детьми и паспортизации ребенка. Некоторые родители нарушают право ребенка, когда продолжают жить с паспортами еще советских времен. Есть такие факты и у нас в округе. Эта ситуация негативно отражается на их ребенке – он не может поучить гражданство, не может получить свидетельство о рождении, паспорт и, как следствие, не может трудоустроиться в летний период, приступить к сдаче ЕГЭ, не может воспользоваться своим правом на различные меры социальной поддержки, которые предусмотрены для гражданина РФ, и так далее.

Очень болезненный вопрос воспитания детей родителями, проживающими отдельно, после расторжения брака. В основном, конечно, это манипуляция детьми. Когда один родитель хочет наказать другого тем, что укрывает ребенка. Хотя по Семейному кодексу каждый из родителей имеет равные права на содержание, воспитание и развитие своего ребенка.

Решение вопроса, с кем ребенок останется после развода, очень сложно. Трудно определить, с кем ребенку будет лучше, с мамой или с папой. В составлении таких заключений необходимо руководствоваться только интересами ребенка. Здесь важно рассматривать все позиции, начиная от жилищных условий и материального положения. В решении данной проблемы немаловажную роль может сыграть заключение психолога. Психолог может объективно установить, с каким из родителей ребёнку будет лучше. Очень сложно, когда один родитель прячет ребёнка от другого. Были случаи, когда один родитель прятал ребёнка от другого в течение года. Мы его разыскивали по всей России. Служба судебных приставов принимала участие в исполнении решения суда о том, что ребенок должен проживать с матерью. В итоге ребенок сегодня живет с матерью, и все счастливы.

Как в нашем регионе обеспечиваются права сирот на жилье?

Вопросы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями тоже занимают немалую долю обращений в адрес уполномоченного. Причем, речь идет не столько о детях-сиротах, в округе уже отработаны все механизмы. Больше проблем у детей, за которыми в свое время были закреплены жилые помещения, не отвечающие никаким нормам: ни санитарным, ни любым другим. Были случаи, когда за ребенком были закреплены 1 или 5 квадратных метров. Мы понимаем, что им на этой площади не выжить. Мы помогали выходить с исковыми заявлениями в суд таким детям. И наши судебные органы идут навстречу и принимают решения в их пользу. По решению судов они ставятся в реестр муниципалитетов на получение жилья. И в течение года-двух они получают квартиру.

Насколько по вашим оценкам в округе отработана система усыновления или опекунства детей-сирот?

Есть проблемы и с оформлением опеки. Где-то неграмотное, где-то неверное информирование специалистами территориальных органов опеки кандидатов в опекуны и усыновители создавало ряд вопросов у этих кандидатов. Они обращались ко мне. Приходилось разъяснять. Совместно с Департаментом социального развития автономного округа мы урегулировали этот вопрос. Идет постоянное информирование, в том числе через СМИ, о подборе детей, о том, как стать кандидатом в опекуны или усыновители.

Насколько региональное законодательство может обеспечить защиту ребенка и выполнение всех его конституционных прав?

Я считаю, что, по сравнению с другими субъектами РФ, наше окружное законодательство в рамках полномочий, переданных с уровня федерации, наиболее полное. На сегодня наше законодательство вполне может и должно обеспечивать реализацию всех прав ребенка. Здесь даже больше вопросов к специалистам, которые занимаются реализацией этого законодательства. Зачастую гражданам приходится сталкиваться с их некомпетентностью, непрофессионализмом, а подчас и равнодушием. Немалое количество обращений поступило ко мне с вопросом: а как же обращаться к специалисту, если к нему трудно пробиться? Такого не должно быть.

В 2011 году 67% процентов от общего числа поступивших обращений связаны с тем, что заявитель не получил помощи в органах местного самоуправления. Человек элементарно не получил объяснений или информации, что и породило обращение в мой адрес, в адрес губернатора Югры, в адрес уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. То есть, этого мы не должны вообще допускать, а органы местного самоуправления должны в полной мере обеспечивать реализацию прав граждан, а не перекладывать поиск решения проблем и ответственность за их решение на другие структуры и на плечи самих граждан. 

Другие новости в рубрике Общество

Добавить комментарий:

CAPTCHA