«Вурнга Хатл» – Вороний день. Кышик первым отметил праздник обских угров

ТЕКСТ: Сергей Игнатов

ФОТО: Артур Борисов

«Вурнга Хатл» – Вороний день. Кышик первым отметил праздник обских угров
Вчера мы большой журналистской группой прибыли на центральную площадь  поселка Кышик. Здесь нас ждут, приглашают в чум перекусить с дороги и согреться горячим чаем.

Немного отвлечемся и расскажем о самом селе и его обитателях. Территория Кышика занимает 1,27 квадратных километров. Расстояние от села до окружного центра – в пределах 124 километров, водным транспортом – 80 километров. На 1 января 2013 года численность жителей составила 830 человек, из них трудоспособного населения 486 (58%). Село Кышик является национальным поселением, в котором проживает 482 человека из числа коренных малочисленных народов Севера. Большинство из них ханты – 469 человек, ненцы, манси и эвенки немногочисленны. Экономика села состоит из жилищно-коммунального комплекса, небольших предприятий рыбодобычи и перерабатывающего производства. В селе есть современный образовательный комплекс, возведенный в 2012 году, что называется «три в одном» - школа, детский сад и пришкольный интернат. Кроме того, в сельском поселении имеются участковая больница на 7 коек и баня на 8 мест.

Тем временем народу на площади становится все больше – и это несмотря на пронизывающий ветер, который готов снести праздничные украшения с чумов и с концертной площадки. Людям хочется весеннего праздника.
Вообще, «Вороний день» - национальный праздник, посвященный встрече весны ханты и манси, проводится в округе во второе воскресение апреля. Но в Кышике, как пояснила глава сельского поселения Наталья Бахман, решили провести праздник заранее, потому что недалек день, когда начнется бурное таяние снега, зимник превратится в грязное месиво, и гостям попросту будет не попасть в село своим ходом.

«Вороний день» принадлежит к числу наиболее самобытных явлений традиционной культуры и является днем прилета первых птиц, которые несут весть о пробуждении природы и жизни. В день праздника дети бегают по улице, держа на небольших палочках золотистых птиц – это лакомство пекут в каждом доме. Желающие сходить в лес собираются вместе, несут с собой еду, молятся, призывая всех Духов-покровителей.

Людям верилось, что «Вороний праздник» принесет благополучие на целый год. С этим связаны многочисленные приметы и гадания. Считалось, если на этот праздник ветер дует с севера, то «сорок утренников пройдет до тепла» то есть сорок дней сохранится холодная погода. Следили за тем, куда садится прилетающая ворона: если на верхушку дерева, то к «большой воде». По количеству снега определяли, много ли рыбы и ягод будет. Данный праздник не столько религиозен, сколько ритуален. В каждой деревне его справляют по-своему.

В Кышике«Вороний день» начался с обряда поклонению огню.

Пока главное действующее лицо древнего угорского обряда Ефим Волдин готовится выполнять свои священные действия, успеваю выведать кой-какие тайны этой традиции.

«Без природы нет человека!» - говорит Ефим Николаевич, отогревая замерзший бубен у полыхающего костра. – А огонь, как часть природы символизирует жизнь, он поддерживает человека. Без него никуда: он и согревает, и кормит, с помощью огня работают моторы на наших буранах и лодках. Огонь – это благо, которое нужно все время поддерживать. А чтобы огонь не затухал, его нужно радовать праздником, к нему нужно обращаться, петь песни, водить вокруг него хороводы».

Кстати, отец Ефима Николаевича был потомственным шаманом, отправлял древние обряды в культовом месте обских угров –  у озера Нумто.

Тем временем на праздник прибывают главный федеральный инспектор по ХМАО Дмитрий Кузьменко, заместитель губернатора Югры Алексей Путин, глава Ханты-Мансийского района Петр Захаров. Гостей приглашают к костру. Огонь у угров – это святыня, которому нужно приносить жертвоприношение. Главный «шаман» Ефим Волдин передает им красную ситцевую материю, в углы которой нужно завернуть монеты и после этого предать материю сожжению на костре. В старину ханты заворачивали в красную тряпку серебро. Красная материя символизирует языки пламени, которое, в свою очередь, дает жизнь с достатком, обилие урожая, много рыбы и прочее изобилие. Черный материал для обских угров, по словам Ефима Волдина, означает единство с водной стихией, а белый – является символом верховного бога – Нум Торум.

Белая береза также считается одним из священных символов у хантов, поэтому на дерево и взрослые, и дети вешали разноцветные лоскутки и загадывали желания.

«Что загадали?», - любопытствую у стайки девчонок, только что повязавших лоскутки на ветки березы.

«Чтобы все было», - кратко и емко отвечают они. А вот у задумчивого Юры из Ханты-Мансийского детского дома пожелание было более конкретным: «Я пожелал быстрее закончить школу и поступить учиться в какое-нибудь учебное заведение, чтобы получить профессию».

Звуки шаманского бубна становятся мощнее, отрывистее, гортанный голос шамана - все призывнее. В это время вокруг огнища девушки водят хоровод и поют хантыйские песни.

Обряд, который только что был описан, называется у обских угров кормлением огня. Через кормление ханты и манси выражают свое доброе отношение к духу огня. Так, садясь за обеденный стол, если не все присутствующие, то кто-то из старших обязательно бросает в костер кусочек какой-то пищи, плещет в огонь суп, чай, а иногда и вино.
Празднование «Вороньего дня» - это не просто театрализованное представление. В Кышик прибыли представители родовых общин со всего Ханты-Мансийского района - все те, кто поддерживает и стремится сохранить культурные традиции своего народа.

Дмитрий Кузьменко, приветствуя участников праздника, сказал, что сколько бы раз ему не приходилось бывать в Кышике, в каждый его приезд в селе был солнечный яркий день, поэтому село всегда заряжает своим оптимизмом. «Если весна в округе первой приходит в Кышик – это здорово!», - отметил он.

В свою очередь, Алексей Путин признался, что за свою сорокалетнюю жизнь в округе отведал немало кышиковского чебака, но попробовать знаменитой рыбы прямо на месте ему выпадает впервые. «Тепла пока нет, но я всем желаю весеннего настроения и благополучия», - пожелал гостям и жителям Кышика заместитель губернатора.

После трапезы жители села играли в разные игры, соревновались, танцевали, пели песни, показывали сценки. Одним из главных танцев на этом празднике, разумеется, считается танец вороны, который грациозно исполняют дети из местной школы. Другим увлекательным развлечением праздника Вороны являются прыжки с разбега или с места, двумя ногами или с одной. Судя по рекорду одного из участников соревнования – 7,5 метров с места - ему впору состязаться с профессионалами-легкоатлетами. Этот вид соревнования связан с тем, что ханты много в своей жизни приходится охотиться и преодолевать болотистые участки тайги. Чтобы удачно перескочить с кочки на кочку, нужна не только сила, но и ловкость.

В этот день участники праздника могли принять участие и в других видах народного спорта – беге с палкой, прыжках через нарты, беге на лыжах, метании тынзяна на хорей.

Тем временем праздник Вороны продолжался. Журналисты, отведав хантыйской национальной кухни, поблагодарили хозяев праздника за радушное гостеприимство, отправились домой, пожелав щедрым хозяевам скорейшего прихода весны, тепла и благополучия.
Другие новости в рубрике Общество

Фото по теме:

Добавить комментарий:

CAPTCHA